Иисус, придя вторично, найдет ли веру?

14. Грех – монстр,
который извратил человеческую природу?

Библия происхождение индивидуального греха Адама описала достаточно ясно. В конце Творения Бог создал шедевр – человека. Но шедевр не оправдал надежд Создателя, Адам и Ева фактически совершили бунт против Бога, и Он их проклял. А вот о происхождении всеобщего греха в ней говорится мало.

1. Ситуация жуткая... – все непослушны.

Один богослов писал: «Вначале Адам был нравственно нейтрален. Он был способен выбрать грех – и был способен не грешить». А после прегрешения первых людей – почему-то (!) – всё их бесчисленное потомство стало уже предрасположенным к непослушанию. Лично мы того плода не кушали, но дня не можем прожить, чтобы не выплыла какая-нибудь непрошеная мысль, побуждая сделать что-то запретное. Не один тип непослушания, так другой – обязательно затягивают в свой полон абсолютно всех людей. В человеке сила чувственных желаний превышает имеющуюся силу держать их в узде. Мы можем сопротивляться какому-то греховному устремлению, с Божьей помощью его преодолевать, а в целом, у нас нет выбора – быть послушными, или нет. У всех нас рыльце в пуху, кто – больше, кто – меньше, но Божьим заповедям оказывают непослушание все. Вот как изложил это положение Омар Хайям:

Раб страстей, я в унынье глубоком – увы!

Жизнь прожив, сожалею о многом – увы!

Даже если простит меня Бог милосердный,

Стыдно будет стоять перед Богом – увы!

Конечно же, этот вопрос волновал богословов всех времён и народов. Тем не менее, и до сих пор с понятием греха связано много путанного, сложного, сомнительного. Согласно теории одного из ученых-биологов, каждый из грехов может быть объяснен с точки зрения генетики. Один православный автор заметил, что в результате греха произошёл решительный перевес чувственности над умом и совестью. Да, он прав: люди были изменены, человеческая плоть была переделана! Иисус сказал (Матф.5:28): «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Ведь это означает, что в организме человека срабатывает рефлекс, выделяются гормоны, которые побуждают его к эротическим мыслям и действиям. Рефлексы, железы, гормоны... Фактически оказалась переделанной психика Адама, его эндокринная и даже генная системы; потомки Адама рождаются с купюрами его совершенств.

2. Но чем объяснить эту жуткую ситуацию – все до единого люди – грешники?

Как случилось, что все – абсолютно все люди (разумеется, кроме Иисуса) дня не могли и не могут прожить, чтобы не проявить непослушание Заповедям? Как совершенный Адам превратился в игрушку страстей и соблазнов? Кто имел силы и умение чуть ли не заново переделать то, что сотворил Господь?

Вышеупомянутый автор продолжает: «Грех Адама предрасположил всех его потомков ко злу». Зададимся простым вопросом: как это – грех Адама предрасположил всех его потомков? Богословы объясняют происходившее как-то таинственно, даже мистически. Цитата: «Церковь учит, что после грехопадения прародителей вся природа человечества потемнела и болезненно исказилась, стала удобопреклоняемой ко греху». Опять же неясно – что же такое конкретно и как повлияло на «природу человечества»? Похоже, что люди, пытающиеся объяснить причину всеобщей греховности, сами этого не понимают.

Наиболее распространённая попытка внести ясность, связана с понятием первородного греха, который, мол, извратил человечество. Впервые о нем писал апостол Павел: все люди грешны от рождения. Библия говорит, что мы рождены во грехе, и это действительно так. Все мы с рождения обретаем плоть, предрасположенную ко греху. Но вот цитата из современной книги: «Адам становится грешным, и через него же грех распространяется на все человечество. Все люди без исключения становятся грешными, поскольку с рождением получают этот первородный грех, который еще и усугубляют своей порочной жизнью».

Таким образом, люди верят, что первородный грех как-то сам, мистическим образом вошёл в Адама и уже потом повредил человеческую природу. Различные учения спорят между собой, испорчена ли она полностью или нет.

Любопытная попытка объяснения всеобщей греховности основана на утверждении, что «первородный грех наследуется человеком... как болезнь». Уточняют: после прегрешения Адама мы получили от него в наследие «вирус греха». Одни считают, что этот «вирус» передается потомкам посредством зачатия. Другие уверены, что поскольку мир заражён, то «человек, рожденный в мире, также получает» «заразу» именно от пребывания в мире.

А по-нашему, верить, что первые люди породили некий вирус греха – это допускать, что Бог не всемогущ. В самом деле: если бы действительно первых людей поразила некая болезнь, то Всемогущий Бог мог бы Адама и Еву тут же исцелить от этого «вируса», ведь их было всего двое... Да и уничтожить заодно этот вирус раз и навсегда. Однако происходит странная вещь. Бог, судя по писаниям многих авторов, и рад бы уничтожить его, но – увы! – похоже, даже Он не в состоянии справиться с этим страшным чудовищем. Для этого Богу потребовались долгие годы ожидания, затем воплощение в Иисусе, затем обязательно истязания Сына, смерть и воскресение. И даже столь сложные (!) действия не приносят окончательного результата – «вирус»-таки не уничтожен! Теперь еще каждому конкретному человеку необходимо уверовать в Иисуса. Пусть, ладно бы так. Но ведь оказывается, что и сегодня, через двадцать веков после Голгофы этим «вирусом» заражены даже дети, рожденные в семьях верующих... Так верят ли люди, что Бог Всемогущ?

Нет, Библия не сообщает о том, что после прегрешения прародители получили какую-то заразу. «Вирус греха» – это человеческая придумка, не имеющая библейского подтверждения.

Тем не менее, этот самый «первородный грех» вкупе с «вирусом» вольготно шествуют по страницам книг.

Пожалуй, достаточно примеров – нам не встретилось убедительных объяснений, почему после первого прегрешения все люди стали фатально предрасположены к неисполнению хотя бы некоторых из Божьих заповедей.

3. Грех – некое чудище...

Богословы и священнослужители обрушили всю энергию против грешников и... греха. Книги преисполнены фраз, бичующих человечество. Цитаты: «Вследствие непослушания Богу, природа человека оказалась искажённой и тяготеющей к греху». «Каждый грешник носит в душе семя всех пороков». «Мы грешники, наша нравственная воля разрушена грехом». «Грех оставил глубокий след в телах первых людей и даже отразился на генном уровне». «Грех как неукротимое животное, всё бы разорил и разрушил, если бы Божья благодать не преграждала ему путь». Красочно изложил свою мысль Ефрем Сирин: «Пришел грех со своими ужасами и навел на нас страх и трепет».

От частого повторения подобных фраз в уме грех преображается, фактически, чуть ли ни в нечто одушевлённое. Происходит своеобразная «материализация». Просматривается массивная фигура некоего чудища – ГРЕХА – мрачного, почти всесильного МОНСТРА, который окрашивает жизнь чёрными красками, руша всё на своём пути.

Вот описания прямо-таки космической роли этого МОНСТРА. «В орбиту греха был вовлечён весь животный мир, вся природа». Утверждают, что до прегрешения Адама был мир во всём животном царстве, и не было хищников, и даже лев не ел мяса. «Грехом была разрушена гармония Божьего мира». «Планета стала больна». И, наконец, апогей унижения Бога: «Грех изменил задуманный Богом ход вещей во вселенной, произведя зло, болезни и смерть». Выходит, Богу пришлось смириться?!?

И ещё три эмоциональные фразы. «В нас нет ничего хорошего!» «Грех – это позор, тяготевший над честью Божией». «Грех оскверняет честь Божию». Только представьте: мы, оказывается, каждодневно позорим честь Бога перед всеми галактиками, а Он вынужден (?!) терпеть...

Грустно, но фактически люди верят в странные вещи. Будто бы Бог терпел, терпел и, наконец, спустя много веков, начал действовать. Цитата: «Бог не мог позволить смертельному вирусу греха завладеть Вселенной». И вот Иисус взял эту бяку, этого монстра, взял и – унёс. Каким образом? Куда? Попытки ответа наполнены звонкими скороговорками, практически не несущими информации. А между тем, и сегодня нет праведного ни одного...

Печально, что все эти рассуждения молчаливо подразумевают ущербность Божьего всемогущества. Типичная мысль: «Первородный грех испортил человеческую природу». Представим картину: Адам совершил непослушание, и – некая то ли сущность, то ли нет, но нечто ужасное – «ГРЕХ» «портит» самое лучшее Божье творение, и... рядом всемогущий Бог! Он что – смотрит на деяния мифического МОНСТРА – греха и – сокрушается?!?

4. Подведём итог.

Говоря о греховности всего человечества, богословы видят причину неприглядной ситуации в некоем первородном грехе или таинственном вирусе греха. Нет, всё это некие фантомы, они, по сути, ничего не объясняют. Общим для таких объяснений является наличие громких и красивых фраз при отсутствии фактического материала, корректных ссылок на Библию.

Библия приводит целую плеяду имён, которых церковь считает праведниками, и которые жили до Голгофы. Авель, Авраам, Ной, Иосиф, Моисей, ещё Иосиф, Иоанн Креститель, Дева Мария и другие... Так, наследовали ли они этот злополучный первородный грех?

Иудаисты, кстати, вообще не веруют в наличие этого феномена.

Но главный аргумент в пользу мысли, что первородный грех – это фантом, даёт нам Библия. «Придите ко Мне!» – говорил Иисус. Разбойник «пришёл», и – никаких рассуждений о первородном грехе. И эпизоды с Закхеем и блудницей говорят о том же. И ещё. Библия сообщает, что Бог был огорчён, когда первенцы нарушили Его запрет, принял необходимые меры, и – всё! Во всём Ветхом завете лишь пророк Осия очень кратко коснулся тех событий, а вот о первородном грехе – ни слова!

Напомним банальное: на самом деле грех – это всего лишь характеристика человеческого деяния, сам по себе грех ничего не делает. Мы можем сказать: «Нарушение привело к увольнению», и всё-таки увольнение произвёл начальник, а не нарушение. Непослушание можно совершить, к непослушанию можно кого-то склонить, наконец, некое действие можно назвать грехом, а вот передать, тем более, по наследству, его нельзя... А может, надо оставить употребление формулы «грех прародителей извратил человечество»? Она, видимо, относится к области долгоживущих курьёзов. Курьёзов, которые подразумевают ущербность Божьего всемогущества.

5. Вывод:

НЕ некий монстр под названием первородный грех, и, тем более, не таинственный вирус превратил всех людей в стопроцентное «сообщество» грешников. Такая вера фактически представляет, что Бог растерян перед нежелательными процессами. Повторим: вера в некий «первородный грех» как причину всеобщей греховности молчаливо подразумевает, что Бог не всемогущ.

Кто же соделал всех людей непослушными? Об этом следующая статья.

---