Иисус, придя вторично, найдет ли веру?

6. Забирал ли Иисус грех?

Некоторые из читателей выскажут недоумение: «Почему вопросительный знак? Да, мы разобрали, что Отца не нужно было умилостивлять, не требовалось Его и умиротворять, но ведь Иисус – Спаситель! Это всем известно: Он забрал наш грех и, тем самым, спас верующих в Него!»

Да, ещё Исаия пророчески писал (53:4): «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни». Иоанн Креститель, «увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29). И апостолы писали в таком же ключе. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Пет.2:24). «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр.9:26). «Он явился для того, чтобы взять грехи наши» (1Иоан.3:5).

Сначала подчеркнём, что это выражение – взять и унести грехи – в речах тех людей имело чёткий смысл. Ведь ещё во время земной жизни Христа ежегодно священники осуществляли веками отработанный ритуал покаяния в совершённых грехах. Суть этого ритуала покаяния, в частности, заключалась в следующем. Все члены общества в определённом порядке приносили жертвы за грех, а священники молитвенно «возлагали» грехи на козла отпущения, и тот «уносил» их в пустыню.

Все мы живём по стереотипам, ими же стараемся выражать свои мысли. В жизни людей того времени ритуальные приношения были на каждом шагу. В их сознании существовала устоявшаяся связка стереотипов: раз козёл уносил грехи людей – значит, Иисус, решивший проблему грехов, совершит это подобным же образом. Когда Исаия формулировал пророчества о Мессии, он их изложил в естественной для того народа форме. Для тех людей, в постязыческое время это было понятно, привычно.

Повторим: это было сказано около двух тысяч лет назад, сказано в стране, где было принято выражаться цветистым языком, с использованием стереотипов того времени. А в наше время мысль о том, что Иисус решил проблему человеческих грехов, выразить можно прагматическим языком – словами ангела, который сказал Иосифу: «Он спасет людей Своих от грехов их». (Мф.1:21). Как спасёт? Ангел подробно не рассказал. Апостолы же попытались дать свою версию того, как Христос решил эту проблему.

В результате, многие веруют в буквальный смысл слов апостолов. Люди убеждены: Иисус, пролив свою Кровь добился реального эффекта – грехи были «удалены». Удивительно, что те, кто верует в это действо, сами не понимают, как это – Иисус взял и унёс... Да и реалии говорят об ином – и сегодня, как и две тысячи лет назад, основная масса людей нежится в греховной жизни, к тому же и верующие дня не могут прожить, не сотворив или не помыслив что-либо греховное.

И, кстати, и сам апостол Павел писал (Рим.7:18,19): «не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Фактически апостол писал о том, что никакой грех-то Иисус и не забрал, склонность ко греху как была, так и осталась. О том, что и после Голгофы грех существует, очень подробно и обстоятельно пишет Павел в послании к Римлянам, главы 6-8. А апостол Иоанн написал коротко и чётко (1.Ин.1:8). «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас».

Вернёмся к пророчеству Исаии (Ис.53). Да, пророк говорил, что причиной страданий Мессии являлись человеческие беззакония. Да, «Господу угодно» было возложить на Него решение проблемы человеческих грехов, «и Он предал Его мучению», «за преступления народа (Он) претерпел казнь». Да, всё верно! Голгофа принесла великий плод – «ранами Его мы исцелились» – глубокая вера в Иисуса приносит людям исцеления тела и души. Через познание науки Христа Он обещал, что «оправдает многих». Но почему мучения Христа принесли плод великий? Об этом мы поговорим позже, а сейчас повторим: будем верить словам апостола Павла (Рим.7:18,19): с самим грехом никакого действа Иисус не совершал.

Иисус, кстати, тоже ссылался на это пророчество Исаии. Но какие слова счел Он нужным выбрать из всего пророчества? «...Сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен» (Лк.22:37). Словом, Библия не даёт оснований воспринимать буквально мысль о том, что на Голгофе Иисус забрал наши грехи.

Впрочем, некоторые пишут: конечно же, Иисус никуда не «уносил грехи» – это иносказание, но пролитие Крови Христа было необходимо для очищения от грехов. Павел писал (Евр.1:3): Иисус «совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте». Говорят, что Он верующим в Него дал власть быть прощёнными, то есть с тех, кто раскаялся в содеянном, убрал состояние вины от грехов.

Да, о необходимости очищения Бог дал много заповедей ещё в ветхозаветное время. Так, требовалось очищать первосвященников (Исх.29:33), их одежды (Исх.30:10). Многочисленны заповеди о порядках очищения тех, кто болен или имел контакт с нечистым, а также «во очищение грехов» (например, Лев.1:4).

Во всех этих случаях описан строго определённый ритуал, в котором перечисляется последовательность действий очищаемого и священника.

Однако описан в Ветхом завете ещё один путь очищения от греха. Так, в Притч.16:6 говорится: «Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла». Ещё (Ис.3,8). «Воззови ко Мне» «и очищу их от всего нечестия их, которым они грешили предо Мною, и прощу все беззакония их, которыми они грешили предо Мною и отпали от Меня». Требовалось одно: воззвать к Богу, совершая дела милосердия и правды. Можно добавить мнение апостола. Перечислив требуемые плоды праведности, Пётр обращает наше внимание, что: «в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (2Пет.1:9).

Таким образом, Библия учит, что для очищения грехов требовалось исполнять определённый ритуал, воззвать к Богу, совершая дела милосердия и правды. На Голгофе ничего этого не было – ни покаяния толпы, ни принесённых ими жертв, да и священников не было. Толпа взывала, но не к Богу; «распни Его!» – это не милосердие и не дело правды.

Правда, апостол Павел писал, что Иисус Сам исполнял роль и первосвященника, и жертвы. Придумать-то, конечно, можно многое. Несомненно одно: молитвенного ритуала не было, и Сам Иисус о такой своей «роли» не говорил. Поэтому жестокий акт на Голгофе к очищению людей от греха не имеет отношения. То есть, на Голгофе Иисус не очищал нас от греха, это забота каждого из нас – обращаться к Богу, и Он сделает это. А точнее – Бог примет к сведению наше покаянное обращение и простит.

Но, пожалуй, главным является простое соображение: никаких вопросов с освобождением людей от их грехов во времена Иисуса уже не было! Так, уже упоминалось Божье обещание, изложенное пророком Исаией (1:18). «...Придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю». Словом, вопрос о том, чтобы, выражаясь библейским языком, «унести грехи» или их «очистить», был уже решён задолго до Христа. Видимо потому Сам Иисус об этом не говорил ни слова.

Нет, не «забирал» Иисус наших грехов и не очищал от них на Голгофе! Да, Он Спаситель, да Он шире раскрыл перед нами дверь в Божье Царство, да, Он всё-таки решил проблему с грехами. Как? Об этом позже.

А сейчас перейдем к самому удивительному, на наш взгляд, толкованию роли Голгофы....

---