Иисус, придя вторично, найдет ли веру?

15. Так можно ли освобождаться от заблуждений?

Итак, во вступительной статье мы уточнили, что в вопросах познания Божьей науки никто не застрахован от заблуждений. Причину этого явления, как упоминалось выше, объяснил апостол Павел, написав, что в веке нынешнем мы имеем дефектное зрение (1Кор.13:11). Между прочим, ситуация с дефектным зрением является частным случаем общей характеристики людей – мы, просто-напросто, не совершенны. В том числе, и в вопросах зрения – мы видим не всё, а из того, что видим, кое-что видим не так. Библия этому Божьему промыслу не приводит исключений.

И всё-таки люди не верят ни Библии, ни тому факту, что в христианском мире о разных богословских вопросах наблюдается великое разноголосье. Все, с кем приходилось общаться, или чьи труды довелось читать, «поют», кто в лес, кто по дрова, но все уверенно утверждают, что уж они-то не заблуждаются.

Нередко говорят, что они своё учение многократно перепроверяли. «Я точно знаю, что я и мои единоверцы исповедуем учение, в котором нет никаких изъянов». Фактически, эта уверенность основывается на мнении учителей, единоверцев, на своём знании Библии, в уповании на свой «здравый смысл», на своём понимании библейских текстов. Эти подходы не дают гарантии безошибочности! Ведь так же рассуждают и те, с кем Вы не можете согласиться! Если христианин не допускает возможность заблуждений, то есть он НЕ верит апостолу, тогда каждая перепроверка будет приводить к выводу, что и в этом вопросе учение его церкви безошибочно, а все, которые думают иначе, заблуждаются. И не хотят задуматься, почему Иисус предлагал, прежде чем указывать на ошибки других, вытаскивать бревно из своего глаза. Иисус, конечно, прав, но как вытаскивать то, чего совсем не видишь?! Ведь то, что сокрыто по Божьей воле, самостоятельно увидеть невозможно. Как сказал Екклесиаст (7:13), «Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?»

И люди, оценив ситуацию своим плотским умом, не отдавая себе отчёта, фактически верят в то, что все иные не способны видеть истину, а вот они – проницательнее всех.

...Прочитав эти слова, первые читатели сразу же обращались к деталям – «Ну, как же! Вот они утверждают ту и ту, явно ошибочную мысль, а мы этого не делаем». В деталях утонуть несложно, а надо бы взглянуть в целом – мы лучше всех? Они менее проницательные? Только мы, читая Библию, не ошибаемся?! Только мы, по крайней мере, в познании Библии – совершенны? Ответы явно отрицательны, но люди их игнорируют. На наш взгляд, беда не в том, что мы видим истину в искажённом виде – таков промысел Божий. Беда в неверии апостолу и Христу – нам не дано знать, что из нашего знания истинно, а что нет; но мы своё, в чём-то ошибочное видение, выдаём за Истину. А кроток ли и смирён ли тот, кто непоколебим в уверенности, что в познании Библии он совершенен?

Ситуация парадоксальная: Господь заповедал нам познавать Его науку, но при этом не дал незамутнённого зрения. Для чего Он так усложнил нашу задачу? По-нашему, ответ состоит в следующем.

Вся наша жизнь – непрерывная череда всевозможных испытаний, Бог проверяет нашу пригодность и не пригодность для Его Царства. И приём с дефектным зрением – не исключение. А может, этой ситуацией Создатель выявляет тех, которые не верят, что и к ним относятся упомянутые утверждения апостола Павла и Христа о том, что у нас дефектное зрение? То есть, видимо, Он выявляет тех, которые верят своим ощущениям истинности и не верят Библии. Тем самым, Господь выявляет тех, которые сами причисляют себя к праведникам в части познания Библии. И взращивают тешущую самолюбие уверенность в истинности МЕНЯ и МОЕЙ когорты...

Поскольку в веке нынешнем у всех зрение лишь отчасти, христианин, очевидно, не должен подпускать ВООБЩЕ саму мысль о безошибочности учения «моей» церкви. Ведь за этим следует нарушение ряда заповедей. Это и гордыня («Только мы! А все не согласные с нами ошибаются»). И присвоение Божьего права оправдывать себя («Я и без Бога это знаю, потому что безошибочно изучил Библию»). И осуждение тех, которые не согласны с ним (инакомыслящие «заблуждаются», они «еретики», «не спасены», «не истинные», даже «не христиане», их «религия ложная», а церковь «отступническая»). Люди пытаются присвоить Божье право судить. А ещё, как отмечалось выше, есть и нечто худшее: проявляется неверие Христу и апостолу, неверие в том, что у всех в веке нынешнем дефектное зрение.

Невообразимая пестрота различающихся учений тех, кто верует во Христа – свидетель того, что сегодня Создатель не ставит задачи, чтобы люди овладели не искривлённой Истиной. Видимо, Он ждёт от нас не познания, а познавания.

О том, что все наши «истинные» знания не нужны Богу, видно из следующей реплики Иеремии, 1:9. «...Простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои». Прострёт Господь руку Свою, коснётся уст Своих избранников, вот и всё! Если бы Он хотел, чтобы мы овладели Его наукой в не искривлённом виде, то позаботился бы о том, чтобы Библия была бы понимаемой так же одинаково, как, скажем, учебник арифметики. Надо принимать, что разноголосый «хор» церквей – по воле Божьей.

Казалось бы, естественный вопрос: если мы заблуждаемся по Божьему промыслу, нужно ли нам беспокоиться о своих возможных заблуждениях? Иисус сказал: «Познаете истину...», и мы знаем, что Бог хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4), значит, нам надо устремляться к ней, достигать, познавать. А значит, выискивать свои заблуждения и освобождаться от них.

Задают вопрос: «А если найдёшь, что в твоей церкви в чём-то ошибочно толкуют Библию – как быть? Как молиться среди тех, кто, по твоему пониманию, заблуждается»? Конкретно этого вопроса мы коснёмся позже, а сейчас повторим известное: христианин не должен закрывать себе глаза на то, что ему представляется истинным. А выход – с Божьей помощью – отыщется всегда.

Если Вы, уважаемый читатель, допускаете, что и к Вам относятся указания Иисуса и Павла о несовершенстве нашего зрения, то остановка за малым: отрешиться от уверенности – «я», «мы» – умнее, проницательнее всех. Мы так же, как и они, в чём-то заблуждаемся, и, как и они, этого увидеть не можем.

Так можно ли освобождаться от беды не видения своих заблуждений? Наш опыт показывает, что и к этой задаче относится следующая мысль Христа: «человекам это невозможно, Богу же все возможно». «Советую тебе ..., глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр.3:18). Эта мысль относится ко всем нам. А ещё Иисус сказал (Мф.13:15): «глаза их закрылись, и не видят они глазами, не слышат ушами, не разумеют сердцем и не приходят ко Мне, ища исцеления». Итак, надо «прийти к Нему». И – просить у Него помощи. Именно в этих словах путь к познанию своих заблуждений. Пока человек уповает только на свои – человеческие усилия, он не сможет увидеть то, что видят другие, со стороны. Но если в смирении просить Бога отверзнуть наши очи, Бог может это сделать! Богу нужно наше смирение перед Ним, ощущение нашей зависимости от Него.

И вот тут тонкость – как просить? Перед дискуссионными беседами верующие обычно молитвенно просят у Бога помощи. Но как? Часто молятся раздельно и взывают: «Боже! Вразуми ЕГО!» В этом случае, даже если наш оппонент действительно ошибается, а мы нет, Бог нам не поможет. Ведь фактически мы просим Бога, чтобы Он воспрепятствовал выбору нашего собеседника.

Нет! Надо, в первую очередь, смириться в искренней вере в наличие заблуждений, которые мы не видим. Ведь вера – это уверенность в невидимом (Евр.11:1). Нужно иметь настоящее смирение, чтобы, не видя никаких ошибок, поверить НЕ своему, человеческому ощущению, а Библии, что заблуждения всё же есть и у нас. И если мы совместно с собеседником в общей молитве будем признавать, что верим Иисусу и апостолу, и допускаем, что в чём-то ошибаемся оба; если будем просить Его открыть заблуждения «и мне, и собеседнику», Господь может это сделать.

Словом, во-первых, во-вторых, и, в-третьих – проявить смирение и любовь к инакомыслящему. Не возвышаться над теми, чьи заблуждения нам видны, а верить, что и мы не праведнее их. Угасить в себе горделивое чувство превосходства в знании Божьей науки перед другими христианами. Смиренно признать, что христиане (и лично я, в первую очередь) без Бога не могут решать вопросы безошибочно.

Этот первый шаг очень труден – поверить в саму возможность заблуждения там, где своё понимание Библии видится без единого пятнышка! В сознании полная ясность: «в моём комплексе веры нет никаких ошибок! Истинность моей веры проверяли умнейшие люди!» И наши ощущения провоцируют нас не верить Библии.

А после достижения искренней веры в невидимое – в наличие и у себя брёвен, можно просить у Бога помощи, соответствует ли моё понимание тому, чему учил Христос. «Мне трудно поверить, что в моём понимании этого вопроса возможны ошибки. Боже, помоги моему неверию!» Это же относится и к молитвам в «тайной комнате». Если будем просить открыть «МОИ глаза» на истину, Бог может снять пелену с наших глаз – помочь открыть видение той проблемы, по которой с кем-либо есть разногласие.

В результате наших исканий мы пришли к следующим выводам. Нижеизложенное – конечно же, только наше мнение. Но нами оно проверено. И не только на нас. Чтобы постепенно отходить от человеческих наслоений на преподанную Христом грамоту, требуется немного:

1. Смиренно осознать, что описанный апостолом Павлом Божий промысел о дефектности нашего зрения, относится и к нам;

2. Искренно осознать, что мы и наши единоверцы не лучше тех, кто какие-то моменты Библии воспринимает иначе;

3. Смиренно просить Бога открыть нам видение наших заблуждений.

Так же надо бы проверять каждый догмат, который исповедуется в Вашей церкви. И, в первую очередь, те, с которыми почему-то не согласны в других церквях. Проверять надо все, один за другим.

Может так произойти, что Вы проверите первое, второе, пятое расхождение и не найдёте своих заблуждений. Конечно, это не будет свидетельствовать о том, что Ваши богословы умнее богословов других церквей. Это будет свидетельствовать о другом: Ваше смирение при исполнении п.п.1-3 не было полным, искренним. Внутри Вашего сердца доминировала непоколебимая уверенность в том, что Вы ни в чём не заблуждаетесь. Что ж, это Ваш выбор, а Бог на него не посягает.

Да, мы, люди, по-видимому, не виноваты, если что-то не поняли верно, но если мы самолично утверждаем, что истинно только наше понимание... Подчеркнём важную особенность: это не грехи плоти, которым человек в их совокупности противостоять не в силах; это, на наш взгляд, более грозные грехи. Ведь каждый человек имеет полную возможность избежать небиблейской веры в свою исключительность; для этого надо лишь преисполниться смирения к тому, чему учили Иисус и Павел. И любви к тому, кто Библию в каком-то вопросе воспринял не так, как мы.

---