Иисус, придя вторично, найдет ли веру?

Приложение 5. О юридической доктрине искупления

Суть юридической доктрины хорошо излагает о. Олег Давыденков:

«Отцом этой теории является западный схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Нельзя сказать, что он создал свою теорию на пустом месте, ибо тенденции истолковывать тайну Искупления в юридических категориях появляются на Западе уже во II-III веках. Однако Ансельм был первый, кто объединил эти тенденции и создал стройную богословскую теорию.

Суть ее сводится к следующему. Первородный грех есть преступление справедливого порядка, установленного Богом, и следовательно, представляет собой оскорбление Божественного величия. Масштабы виновности определяются в соответствии с рангом оскорбленной стороны, то есть Бога. Бесконечное величие и справедливость Бога требуют и бесконечного искупления совершенного против Него преступления. Однако конечность человеческого существа не позволяет ему выполнить условия бесконечного искупления, даже если все человечество в целом будет принесено в жертву ради удовлетворения Божественной справедливости. Поэтому Сам Бог в Лице Своего Сына берется принести безмерный выкуп, дабы справедливость была удовлетворена. Христос был осужден на крестную смерть вместо грешного человечества, чтобы открыть ему доступ к благодати. Свои взгляды Ансельм изложил в работе "Cur Deus homo" ("Почему Бог стал человеком"). Эту теорию разделяли и последующие западные схоласты, такие, как Фома Аквинат, Петр Ломбард и др.

В протестантизме это учение получило дальнейшее развитие. Лютер и Кальвин говорили уже не только об удовлетворении Божественной справедливости, но и о гневе Божием, который смогла утолить лишь смерть Христа на Кресте».

Ключевым для юридической доктрины Искупления является утверждение о том, что Божественная Справедливость не позволяет Богу простить даже покаявшегося, переставшего грешить грешника, без того чтобы он, или кто-либо вместо него, предварительно не понес полагающегося за грех наказания. Отец не может выйти навстречу блудному сыну до тех пор, пока сын или кто-либо вместо него не понесет наказания.

На наш взгляд абсурдность подобных утверждений достаточно очевидна. Справедливость Бога в таких построениях оказывается ниже христианской морали, предписывающей прощать раскаявшегося грешника. Даже для человеческого суда раскаяние грешника является смягчающим обстоятельством. Только естественная невозможность для судьи абсолютно точно определить глубину раскаяния в преступнике не позволяет закону полностью отдать на откуп судьи вопрос о полном освобождении раскаявшегося преступника от несения наказания. Закон устанавливает минимальные границы наказания и предусматривает возможность условного осуждения.

Но для Бога, прозревающего душу человека, было бы нелепо наказывать человека, переставшего быть Богу врагом.

Подробно о юридической доктрине см. Приложение 6 - глава из книги А.Кураева «Протестантам о Православии»

---